![]() |
Radiator's
WebSpace
|
![]() |
|
История чопперостроенияЧто такое чоп
и с чем его едят.
Для начала хотелось бы отмести в сторону все недоразумения по поводу того, что такое чоппер и дать ему более-менее чёткое определение. Чоппер - это серийный (в основном) мотоцикл с мощным мотором, который был полностью раздет от частей, не имеющих чего-либо общего с движением мотоцикла. Задняя подвеска, зеркала, седельные сумки, звуковой сигнал, поворотники, переднее крыло, большая часть заднего крыла, большие бензобаки, все лишние осветительные приборы, спидометр, тахометр, большое сиденье и т.д. убираются и идут в угол гаража или на swap meet (менку). В результате остаётся лёгкая чистая рама, все лишние крепежи спиливаются; двигатель, потенциал мощности которого доводят до предела; голая вилка; две лампы: одна небольшая - "baits" спереди и крошечная сзади; минимум проводки; батарею часто заменяют на магнето; прямые выхлопные трубы; маленький бензобак - "sporty" или "мустанг"; два колеса - переднее 21 дюймов, заднее 16 дюймов; крошечное, подобное велосипедному сидение; открытая ременная первичная передача и сумасшедший парень с бычком в зубах за рулём.
Одна из анекдотических легенд о появлении чоппера гласит, что технически одарённый кузнец Шульц, или Йохан, или Ганс (хотя, может это был и не он, а всего лишь его подмастерье, впрочем, разницы нет никакой), на грани девятнадцатого и двадцатого веков собрал из деталей автомобильного мотора, запчастей от телеги, гвоздей, обломков от керосиновых ламп, досок соседского забора, лошадиной сбруи и поломанного велосипеда первый в мире мотоцикл в сарае при кузнице. Чудовище было окрещено "Франкенштейном".
Основной целью переделки всегда была возможность выжать максимальную скорость. Достигалось это, разумеется, за счёт повышения мощности и уменьшения веса, и уже тогда мотоциклисты готовы были для этого пожертвовать всем, включая комфорт... В Соединённых Штатах мотоциклетостроение стало настоящим бумом. На заре развития индустрии в одном штате Нью-Йорк были зарегистрированы 254 мотоциклетостроительные компании. Имена "Cyclon", "Indian", "Henderson", "Ace", "Thor", "Yale", "Cleveland" гремели на весь мир. Но великая депрессия и дешёвые автомобили Генри Форда потихоньку свели всё это разнообразие к трём компаниям - "Harley-Davidson", "Indian" и малоизвестной компании "Crocer".
Компания "Crocer" была первой американской фирмой, серийно выпускавшей байки только с верхнеклапанным двигателем и замкнутой системой циркуляции масла, но во время Второй Мировой Войны они не смогли заручиться военными контрактами и после войны вышли из бизнеса.
Если вы подойдёте к байкерскому кабаку и заявите кому-то из посетителей, что виновниками появления чоппера являются компания "Harley-Davidson" и АМА (American Motorcyclе Association - организация, которую ненавидят все outlaws), то скорее всего дело кончится тяжёлыми телесными повреждениями, но, тем не менее, это было именно так.
Эти гонки сразу же получили бешеную популярность. "Harley-Davidson" с успехом продавали кучу моделей "сорокапяток". "Indian" нанесли ответный удар, восстановив модель "Scout", которая оказалась легче и более манёвреннее харлеевских сорокапяток, но уступала по мощности. После второй мировой войны "Class C" достиг пика популярности. Именно "Class C" породил то, что называется "Bob-job", или "Bobber" - прародитель чоппа.
Самое большое количество мотоциклов на душу населения в Штатах в конце сороковых годов было в Калифорнии, где погодные условия позволяют ездить на байке практически круглый год. По этой причине большая часть гонок и прочих мотоциклетных мероприятий проводились именно там.
Первоначальная идея заключалась в том, чтобы поднять руль так, чтобы вектор силы сопротивления воздуха шёл параллельно линии между плечом байкера и кистью руки, лежащей на руле. Таким образом, нагрузка на мышцы спины, шеи и рук распространялась более равномерно. Само название "ape hangers" намекает на то, что передние конечности того, кто будет пытаться держаться за этот руль, должны быть длинными, как у обезьяны (ape).
Этот предмет одновременно выполняет несколько функций: во первых, sissy bar поддерживает заднее крыло, во вторых, является спинкой для пассажира, в третьих, к нему привязывается разная полезная нагрузка (палатка, спальный мешок и т.д.), в четвертых, если привязанный тюк закрепить так, чтобы он лежал на пассажирском сидении, то на него может упираться спиной сам водитель, и, что немаловажно, sissy bar полностью удовлетворил законодателей штата: одуревшему от страха пассажиру было куда вцепиться посиневшими от напряжения руками - кстати, отсюда и название sissy (хиляк, трусишка).
В это же время появились "Up-sweep Fishtail pipes" - загнутые вверх выхлопные трубы, которые заканчиваются раструбами в виде рыбьих хвостов. "Up-sweep Fishtail pipes" несут две функции - во первых, они позволяют выполнять крутой правый поворот, не цепляя трубами асфальт. Во вторых, Fishtail позволяли избежать штрафа за загрязнение воздуха. В это время штат Калифорния начинал борьбу за чистоту окружающей среды, и блюстители порядка стали использовать это как очередную придирку к байкерам, которые испокон веков не признавали глушители. Проверка на наличие глушителя проводилась в то время довольно просто: коп загонял в выхлопную трубу какой-нибудь длинный предмет - полицейскую дубинку, охотничий нож. Этот предмет, естественно, ни во что не упирался, и в результате владелец мотоцикла украшал стенку гаража/клабхауса/сортира очередной квитанцией о штрафе. Fishtail сильно сузили проход в выхлопную трубу, значительно усложняя ментовскую жизнь и уменьшая количество полученных квитанций…
Оригинальная педаль ножного сцепления (foot clutch) не имела возвратной пружины и была двойной (пятка-носок) - вроде коромысла. При выжимании сцепления до конца носком педаль фиксировалась для того, чтобы во время остановки можно было опустить обе ноги на землю. Отпускалось сцепление пяткой. Для гонок эта конструкция была не самой подходящей и была заменена на "suicide clutch" - задняя часть педали шла на помойку, добавлялась возвратная пружина. Переключение скоростей стало быстрей и проще. Правда, не воткнуться в нейтралку и снять ногу с педали сцепления на перекрёстке было бы равносильно самоубийству - поэтому конструкцию прозвали "suicide clutch" (сцепление смертника). Все эти изменения в то время в основном делались калифорнийскими байкерами. Отсюда и название конечного результата - "Californian bobber". Стиль очень быстро стал модным, и под него начали переделывать большие мотоциклы - "Harley-Davidson Big Twin" и "Indian Chief". В принципе, пуристы до сих пор считают "Californian bobber" отдельным стилем, хотя для многих это одна из разновидностей чоппера. "Outlaw bikers", 1%, "Onepercenters" Чоппер в том виде, в каком мы
его знаем сейчас, был бы невозможен без outlaw bikers. В конце сороковых
годов - начале пятидесятых, толпы молодёжи, вернувшейся после Второй Мировой
войны, были крайне разочарованы тем, что они нашли дома. Пуританские нравы,
коммерческий дух и всеобщее показное ханжество рядовых американцев как-то
не увязывались с понятием великой американской мечты, которую В 1947-м году во время гонок, проводившихся АМА, ситуация одновременно вышла из под контроля в двух калифорнийских городах - Холлистере и Риверсайдe. Байкеры практически захватили оба городка и в течение нескольких суток терроризировали их, рассекая на бобберах по всем улицам, врываясь прямо на своих аппаратах в кафе и рестораны. При этом местные правоохранительные органы были просто бессильны против толпы от души развлекающихся байкеров. Всеобщее веселье и байкерские забавы были подло прерваны при помощи Национальной Гвардии и шлангов лесных пожарников. Шериф из Ривeрсайда в интервью, взятом после инцидента, впервые использовал название "outlaw bikers".
Этот имидж был подхвачен, увековечен и разнесён по всей Америке в 1950 году режиссером Стенли Kрaмeрoм в фильме "Дикарь" с Марлоном Брандо в главной роли. Америку начала трясти очередная паранойя - при приближающемся рёве мотора "Харлея" народ начинал вооружаться и готовиться к вторжению диких орд байкеров. Репутация мотоциклистов била сильно подпорчена. Кроме самих мотолюбителей, от этого страдалa АМА, так как договариваться с властями о проведении гонок стало просто невозможно. В конце концов президент АМА обратился к народу с речью, в которой он подчеркнул, что из всех мотоциклистов в СШA только 1% является зловредными хулиганами и возмутителями порядка, тогда как остальные - законопослушные паиньки. Outlaws выслушали речь, ухмыльнулись и гордо нашили на colors нашивку 1%, чтобы ни у кого не оставалось сомнения в том, к какой части мотоциклистов они относятся. "Californian bobber" стал неотъемлемой
частью outlaw байкерства. В связи с тем, что все onepercenters полностью
порвали с АМА и участвовать в гонках АМА они больше не могли, модификации
байков стали диктоваться уличными условиями и желанием владельцев ещё
больше отделиться от остальных мотоциклистов (не outlaws), а также желанием
сделать байк круче, более сумасшедшим, чем у других outlaws. Именно тогда
"Californian bobber" окончательно превратился в "chopper". Существует
миллион версий происхождения термина "chopper", но наиболее интересный
вариант говорит о том, что название "chopper" пришло после того, как кто-то
впервые надрубил - "чопнул" раму мотоцикла для того, чтобы вытянуть уходящие
вниз от рулевой колонки трубы рамы (downtubes) и изменить угол наклона
шеи рамы (rake), с целью поставить удлинённую вилку. Конкретного ответа
на вполне справедливый вопрос "зачем?" тоже не существует. Одни говорят,
что длинная вилка добавляет устойчивости на шоссе, другие говорят, что
удлинение этих труб позволяют добиться более удобной откинутой назад Культура хиппи дала байкерам ЛСД, сумасшедшие цвета покраски и не менее сумасшедшие идеи, которые человеку без хорошей дозы наркоты в крови просто придти не могут. Второе калифорнийское движение, которое внесло свой вклад в чоппер, было движение "Hotroders", создателей суперкрутых, навороченных автомобилей - Хотродов.
После того, как Big Daddy полностью исчерпался в области автомобилей, он обратил свои силы на мотоциклы, построив много крутых чоппов и не менее классных трайков. Хотродеры принесли в чоппер-билдинг совершенство тюнинга двигателей, отточенного за годы работы с двигателями внутреннего сгорания: турбины, суперчарджеры, нитрооксид, широкие задние колеса, "Flamethrowers" - приспособление, позволяющее выбрасывать снопы огня из выхлопных труб, работу сo стекловолокном и, конечно, "Flame paint job" - покраску в виде языков пламени.
Позже в моду вошли самодельные баки, сваренные из листовой стали, или склеенные из стекловолокна в виде гробика - "Coffin tank", а также "Diamond tank" в виде огранённого брильянта. Баки и задние крылья часто привариваются к раме, все щели заполняются филировочным материалом или заклеиваются стекловолокном на эпоксидке. После полировки и покраски всё это вместе создает эффект цельной конструкции. Некоторые умельцы варят сумасшедшие рамы из квадратных труб, на короткий период становятся модными "Goose neck" - шея рамы вытянута вперёд подобно гусиной, причём она опущена ниже бензобака - модификация крайне опасная и, в конце концов, ставшая запрещённой.
Ни один уважающий себя байкер не ставил заднюю подвеску: лишний вес. Все рамы были или старые заводские rigid (до появления Duo Glide - первой модели "Harley" с гидравлической подвеской сзади и спереди) или hardtail - рамы с приваренным вместо задней подвески жёстким треугольником. В конце семидесятых Эмьен Сэйвьер попытался сделать заднюю амортизацию с видом жёсткой рамы. Эти рамы были в моде пару лет, но так и не прижились, хотя теперь считаются крайне редкими, и на менках за них дерут втридорога. Позднее эта идея была более удачно воплощена в Softtail, но смысл облегчения при этом потерялся, оставив только внешний вид.
Sissy bars тоже драматически меняются, приобретая декоративные функции. Сначала они просто стали удлиняться и иногда чуть ли не уходили за облака, получая различные украшения на конце, причем это могло быть всё, что угодно, от кинжалов до вырезанных из листовой стали свастик и листьев марихуаны. Позднее sissy bars начиняют менять форму, принимая самые причудливые очертания. Минимализм доходит до помешательства. Передняя и задняя фары становятся по размеру больше похожи на поворотные сигналы, которые не ставят вообще, зеркала просто отсутствуют, правда, во времена особо напряжённых отношений с полицией, кто-то придумал остроумную идею ставить зеркальца, спёртые из кабинетов дантистов - вроде и штраф не повесят, и коп в бешенстве будет. Позднее появились очень популярные в семидесятые годы зеркала в виде железных крестов.
Переднее крыло так никогда и не нашло себе применения на чоппере, заднее крыло так и осталось "bobbed" - укороченным. Передние тормоза на outlaw чоппах всегда отсутствовали, правда, после того, как чопперы начали строить все кому ни лень, передний тормоз начал возвращаться. По этой же причине появились комфортные "King & Queen" ступенчатые сиденья, хотя настоящие hardcores довольствовались минимальным сиденьем, зачастую представляющим из себя кусок металла, вырезанного из дорожного знака и обернутого кожей. Покраска чопперов была самой причудливой - все цвета радуги, переплетённые между собою. Такие схемы покраски могли быть вынесены только из навеянных наркотою грёз. В семидесятые годы становится очень популярно вкрапление в перламутровую краску металлической пудры - metalflake paint job. Flames всех цветов обтекают бензобаки, под схемы покраски используют всё - от черепов и голых девок до сцен из фэнтэзи книг и фильмов. Многие байки по обилию цветовой гаммы просто сливались со своими татуированными с ног до головы владельцами. Оригинальный стальной бак для масла в большинстве случаев менялся на более легкий цилиндрический алюминиевый.
Все модели "Харлея", за исключением "Спортстера", не имеют цельной конструкции движка, трансмиссия и двигатель - две отдельные части, которые соединяет цепь (primary drive), закрытая в металлический кожух и смазываемая специальным маслом. Большинство чопперостроителей сочло это за лишний балласт. Цепь была заменена на ременную передачу, которая не нуждается в смазке, кожух был выброшен на помойку. В самом начале повальной чопперизации всей страны байкеры были вынуждены изготавливать все детали сами. Многие из изготовителей заметили внимание, которое вызывали на улицах их чоппы, и стали изготавливать подобные детали сначала для своих друзей, а затем и на продажу. Такие детали называют "aftermarket parts", в отличие от оригинальных "Харлеевских" запчастей. Вскоре на чопперстрое начала кормиться целая индустрия aфтeрмaркeта. В течение семидесятых годов появлялись и исчезали тысячи компаний, делающих детали для чоппа. Ассортимент диктовался условиями рынка - то есть модой на определённые детали, а так же тем, что переставал выпускать или просто не доводил до ума "Харли-Дэвидсон".
Удлинённые трубы гидравлической вилки на байке Капитана Америки из фильма "Easy Rider" были сделаны компанией "Forking by Frank", ныне здравствующей. Oригинальный Харлеевский карбюратор ("Linkert", а позже "Bendix") всегда оставлял желать лучшего, поэтому появилась компания "S&S", сделавшая свою версию карба, который мгновенно стал бешено популярным. Теперь они выпускают целые двигатели, сделанные на базе харлеевских, но значительно превосходящие оригиналы по качеству, мощности и объёму. После того, как многие байкеры начали строить строукеры, появилась компания "Truet & Osborn", выпускающая stroker flywheel (маховик) с удлинёнными шатунами. Многие компании стали выпускать более широкие поршни для тех, кто растачивал цилиндры. Имена таких компаний, как "Drag Specialities", "Custom Chrome", выпускающих кучу различных aftermarket деталей, стали повсеместно известными. Уже к середине восьмидесятых годов можно было склонировать "Харлей", используя исключительно aftermarket детали. Все эти копании, с одной стороны, делали работу более простой, но, с другой стороны, они сильно коммерциализировали чопперостроение и сделали чопперы доступными для простой публики. В шестидесятые-семидесятые годы пресса в Соединённых Штатах была более свободной и не была тем, что сейчас называется "политически правильной". Дух свободного байкерства и чопперостроения проникает сначала в хотродовские журналы, потом в обыкновенные журналы, посвященные мотоспорту. Но все эти издания не могли полностью отразить все аспекты движения, и вскоре появились чисто байкерские органы печати - "Easyriders", "SuperCycle", "Street Chopper", "Big Bike". Кормились они за счёт подписки и рекламы aftermarket компаний.
"Show bikes", последняя разновидность - "digger" Хотродеры издавна выставляли свои творения на Хотрод-шоу, и многие плоды их фантазий превращались просто в произведения искусства - выставочные экспонаты, ездить на которых зачастую было просто невозможно. В середине шестидесятых на Хотрод-шоу начинают появляться навороченные байки, вскоре это переросло в целые Байк-шоу.
Многие чоппы, построенные в мастерских этих мастеров, как в своё время многие хотроды, потихоньку начинали терять свою функциональность. Представьте себе чоппер с вилкой, уходящей за линию горизонта, причём длина её равна длине солидного грузовика "Piterbuild" с полным прицепом-трэйлером. Все металлические части полностью хромированы, отдельные элементы покрыты золотом, бак и рама выкрашены в ярко зелёный перламутровый металлик с синими и фиолетовыми "чопперфлэймами", набрызганными в разных слоях лака, чтобы добиться 3D эффекта. Ape hangers и sissy bar, уходящие под облака, причем sissy bar украшена позолоченными ампирными ангелочками. Весь двигатель покрыт замысловатыми арабесками гравировки; выхлопные трубы, сваренные из более чем 200 отдельно выгнутых элементов, напоминающих собою двух переплетённых в смертельной схватке удавов. Суперчарджер, свисающий с левой стороны; ремни первичной открытой передачи (open primary) и суперчарджера окрашены во "флэймы" ярко пурпурного цвета; belt drive (ременная передача) окружена золотой решёткой в виде паутины, на которой сидит золотой паучок с рубиновыми глазами; точно такой же паучок украшает ручку переключения скоростей. Это сооружение при всей своей эффектности просто физически не может передвигаться своим ходом. Более того, даже перевозка с места на место сопряжена с определёнными трудностями. Таким образом, появилась разновидность чисто выставочных чопперов - "Show choppers", правда, некоторые отважные или обкуренные владельцы таки пытались на них ездить. Естественно, ни один уважающий себя hardcore байкер на такое не сядет и даже более того, просто плюнет в сторону этакой скульптурной композиции.
В конце семидесятых появилась последняя разновидность чоппера - "диггер". Этот подвид вышел из мастерских мaстeр-билдeров из Бэй Эриа, штат Калифорния. Диггер - это чопп, сделанный под сильным влиянием дрэгстеров. Посадка очень низкая, вилка не короткая, рама вытянута вперед с очень большим рэйком, бензобак крошечный, сильно вытянутый "diamond", руль - низкие "drag bars" или низкие "pullbacks", двигатель - чаще всего хорошо оттюнингованный и сильно модифицированный "Sportster", хотя попадались экземпляры на базе японцев и Big twins, заднее колесо - обычно широкое, как у дрэгстера. Идея чопперного облегчения в диггере достигла апофеоза. Очень многие диггеры были снабжены супер-чарджерами, турбинами или хитроумными двойными карбами, висящими сбоку, типа "Dell'Orto" или "Veber". Само название "диггер" говорит о том, что аппарат просто разрывает , вскапывает асфальт задним колесом. "Диггер" был последним видом чоппа. После того, как они вышли из моды в середине восьмидесятых, чопперостроение начало входить в упадок. Harley-Davidson довольно долго просто игнорировали чопперостроение, более того, для них чоппер прежде всего ассоциировался с outlaw байкерами, от которых компания старалась открещиваться всеми силами, и которые сильно подрывали имидж HD. Понятное дело, одна идея о том, что продукт компании является предметом культа и неотъемлемой частью жизни для отпетых бандитов, не могла не отпугивать от "Харлеев" простых обывателей. И даже то, что полиция в Соединенных Штатах тогда использовала те же мотоциклы, никак не исправляла дела.
Следующим шагом к фабричной чопперизации было появление FXWG - "Wide Glide" - тот же FX, но с широко расставленной Wide Glide вилкой, слегка увеличенным углом шеи рамы и forward controls - вынесенными вперёд педалями управления. Для пущего форса бензобак FXWG украсили красные "чопперфлэймы". Эти модели позволили фирме значительно поправить свои дела в начале восьмидесятых, но, вместе с тем, многие байкеры начали ездить на серийных машинах, не видя больше особой нужды в строительстве чоппа. В середине восьмидесятых повальное чопперостроение приходит в упадок. Движение стало предельно коммерческим, чопп перестал быть символом свободы, мастер-билдеры сделали себе имена на чопперах, но, тем не менее, сами перестали строить чоппы, перейдя сначала на "Low Riders", а потом на "Fat bikes". Harley-Davidson сделали модели, которые не слишком нуждались в переделке, более того, восьмидесятые годы принесли с собой целый бум вокруг "Харлея". Однопроцентовые байкеры в восьмидесятые годы старались менее выделяться из общей толпы. Aftermarket убил инженерную мысль и индивидуализм. Практически всё, что нужно для постройки чоппа, можно купить прямо с полки в мотомагазине. Для мастер-билдеров идея чоппера - чистого, облегчённого мотоцикла не подходила с коммерческой точки зрения: чисто психологически проще заломить цену за байк, на котором куча наворотов, чем за чопп, с которого, наоборот, всё снято. Но чопперостроение не умерло, hardcore байкеры продолжают строить чоппы, правда, выглядят они несколько по-другому. Байкеры при постройке чоппа в наше время пытаются совместить некоторые традиционные детали с функциональностью и общей простотой конструкции. Hardcores начали укорачивать вилки, убирать sissy bars, ставить простые "Shotgun" трубы, придерживаться минимализма в покраске (в основном преобладает чёрный цвет, зачастую даже матовый, как бы в знак презрения к дорогостоящей, суперяркой и броской покраске творений мастер-билдеров). Становятся более популярными простые и удобные "drag bars", часто появляются крайне полезные детали, которые ещё пять лет назад считались крамольными, как то: передние дисковые тормоза и нормальное ножное переключение скоростей, стабилизатор руля и т.д. Большая часть проектов собирается полностью на базе афтемаркета. Очень популярны двигатели от S&S Super Stock, значительно превышающие HD по лошадиным силам, кубатуре и надёжности. Большую часть этих чоппов даже не возможно назвать "Харлеем". Основным принципом сейчас является "Clean" - чистота и простота конструкции. Вся проводка и линии маслопровода прячутся для того, чтобы визуально очистить конструкцию. Появляется журнал "Iron Horse" - последний настоящий байкерский журнал, который никогда не пресмыкался перед Harley-Davidson или другими компаниями и всегда публиковавший материалы о крутых чоппах домашней постройки. Правда, из-за некоторых технических трудностей журнал поменял название и теперь публикуется как "The Horse Backstreet Choppers". Последние годы многие мотолюбители стали разыскивать старые, "чопнутые" модели "Харлеев" ("Flatheads", "Panheads") и реставрировать их до оригинального вида, при этом все сумасшедшие детали чопперного периода идут за бесценок на swap meet. Порою какой-нибудь байкер, с заспанной с бодуна мордой, прогуливаясь по территории swap-а, случайно уткнётся глазами в торчащую из кучи хлама "Springer" вилку, на 8 футов длиннее стандартной, и чисто машинально приобретёт её за полтинник, получив в нагрузку стопку пожелтевших и потрепанных чопперных журналов. С этого момента этот человек обречён! Сам не зная того, он приносит себя в жертву на алтарь забытых им богов чопперостроения. Байкер потеряет покой и сон, его бюджет понесёт значительный ущерб, но, после нескольких месяцев упорных работ, из гаража на всеобщее обозрение выйдет Чопп, выдержанный в лучших традициях старого чопперостроения. Гордый создатель с рёвом понесётся по улицам города, пугая обывателей. Ветераны-байкеры, глядя ему в след, будут прятать улыбку в седых бородах, вспоминая молодость, hardcores покажут ему большой палец, менты будут давиться от злости, молодёжь станет смотреть с завистью, женщины - с обожанием, RUBs будут стыдливо сворачивать с дороги, заметя крутой чопп в зеркалах заднего вида. Новоиспеченный чопперист будет переполнен тем самим чувством, которое когда-то испытывал кузнец Шульц/Йохан/Ганс... Он - владелец единственного и неповторимого в мире байка, каждая линия которого отражает его внутренний мир, его собственное восприятие гармонии асфальта, стали и человека. Но, в отличии от Шульца/Йохана/Ганса, он не будет одинок - за его плечами стоят тысячи outlaw байкеров и пробуждённые им боги чопперостроения. Эта статья взята на Первом Независимом Байкерском Сайте, за что ему большое спасибо. |